Глава 9
Основы проектирования и эксплуатации
установок пожарной автоматики
9.1.       Обоснование необходимости и выбор вида АППЗ
Проектированию АППЗ предшествует решение ряда вопросов, связанных с анализом пожарной опасности объекта, микроклимата, объ­емно-планировочными и конструктивными особенностями защищаемого объекта.
Проектирование установок пожарной автоматики осуществляется в несколько этапов:

  1. Обоснование необходимости автоматической противопожарной за­щиты и выбор вида и типа установок.
  2. Процесс проектирования установок.
  3. Оценка экономической эффективности АУП.

В настоящее время применяются следующие методы обоснования не­обходимости применения и выбора вида АППЗ: нормативный и расчетные.


Нормативный метод
Сущность этого метода состоит в том, что применение АППЗ предпи­сывается для большой группы производственных помещений, жилых, об­щественных и административных зданий, на основе предварительной ана­литической оценки, соответствующими нормативными актами: НПБ 110– 03 [71], ППБ 01–03 [72].
Принцип нормативного подхода к выбору вида установок АППЗ для объектов производственного назначения состоит в том, что для пожаро­опасных помещений назначены определенные размеры площади (напри­мер, 500, 1000, 1500 м2) или объемы (например, для нефтебаз). Если проек­тируемое или существующее помещение имеет площадь, равную или большую нормативной, то применение АУП обязательно. Таким образом, в этом случае условным, приблизительным способом (так как используется лишь часть арсенала расчетно-аналитического метода) делается попытка свести возможный экономический ущерб от пожара к минимуму. Анало­гичный подход и в случае нормирования применения АПС (к примеру, за­щите сигнализацией подлежат пожароопасные помещения площадью от 100 до 500 м2).
После того как установили, что нормы требуют применения АУП или АПС, выбирается наиболее эффективный для данных условий тип уста­новки.
257


Расчетные методы
1. По расчету среднеобъёмной температуры в защищаемом помеще­нии при пожаре.
В координатах времени ? и температуры Т условно показан характер изменения среднеобъёмной температуры в помещении при свободном го­рении в начальной стадии развития пожара (рис. 9.1, кривая 1).

Характерной точкой этой кривой является момент, когда среднеобъ-ёмная температура в помещении достигает температуры самовоспламене­ния веществ и материалов, находящихся в объеме, где произошел пожар. Эта точка кривой и соответствующее ей время называются критическими. По истечении критического времени происходит воспламенение всех го­рючих веществ и пожар приобретает катастрофический характер.


Как видно из рисунка, предотвращение роста опасных факторов по­жара выше предельно допустимых (критических) значений может быть достигнуто путем ликвидации пожара мобильными средствами пожарной охраны, прибывшими по сигналу автоматической пожарной сигнализации (АПС) при срабатывании пожарного извещателя (ПИ) за время меньше критического 1кр. В случае, если время прибытия и боевого развертывания мобильных пожарных подразделений больше, необходимо применять ста­ционарную установку пожаротушения, которая автоматически включается в работу по сигналу пожарного извещателя до наступления критических условий и обеспечивает тушение (кривая 2) или локализацию (кривая 3) пожара.
Из графика также видно, что время действия установки пожаротуше­ния (АУП) в режиме локализации должно быть не менее времени прибы­тия и боевого развертывания мобильной пожарной техники (МПТ) для ли­квидации локализованного пожара.
В реальных условиях очаги пожара могут возникнуть в местах труд­нодоступных для доставки диспергированных и пенных огнетушащих ве­ществ, подаваемых стационарными установками пожаротушения с образо­ванием многочисленных «теневых» зон. По этим причинам стационарные установки пожаротушения часто обеспечивают только локализацию пожа­ра. Кроме того, ряд установок по принципу действия предназначен только для локализации пожара. К ним относятся автоматические огнепреграж-дающие затворы и двери, водяные завесы и др. В связи с изложенным применение автоматических установок пожаротушения предполагает обя­зательное участие в ликвидации локализованного пожара оперативными подразделениями пожарной охраны или добровольными формированиями.
2. Расчетно-графический метод, разработанный на кафедре пожарной автоматики Академии ГПС МЧС России [2], базируется на двух математи­ческих моделях, характеризующих внешние и внутренние факторы пожар­ной опасности.
Сущность метода состоит в определении общей опасности возникно­вения и развития пожара на объекте с учетом внешних и внутренних фак­торов О общ:

где КМ   - коэффициент, учитывающий величину общей пожарной (массо-
вой) нагрузки Му (табл. 9.1); КОРП - коэффициент, учитывающий группу защищаемого объекта по опасности распространения пожара (табл. 9.2);


KРО – коэффициент, учитывающий размеры защищаемого объекта (табл. 9.3); KПЧ – коэффициент, учитывающий расстояние до ближайшей пожарной части (табл. 9.4); Kогн – коэффициент, учитывающий степень ог­нестойкости защищаемого здания (табл. 9.5); KРП – коэффициент, учитывающий риск возникновения пожара на защищаемом объекте (табл. 9.6).
В табл. 9.1–9.6 в скобках приведены значения коэффициентов для жи­вотноводческих, звероводческих, птицеводческих объектов и высокостел­лажных складов сельхозтехники.

Общую пожарную нагрузку подсчитывают по методике, приведенной в п. 9.2.1 данного учебника.



Определяют пожарную опасность защищаемого объекта с учетом наи­более значимых внутренних факторов и стоимостного показателя Овн.

где Kп.т – коэффициент, учитывающий опасность воздействия таких опас­ных факторов пожара, как пламя, высокая температура (равен 1,0...2,0); Kд – коэффициент, учитывающий опасность воздействия на людей дыма и токсичных продуктов горения, равен 1,0...2,0; Kс – стоимостный коэффици­ент, учитывающий проектную и балансовую стоимость здания (помеще­ния), включая оборудование и материалы, равен 1,0...3,0 при 0,25... 10,0 млн. руб. и более соответственно.
Значения коэффициентов Ообщ и Овн наносят на номограмму (рис. 9.2) и определяют необходимость и вид АУП.
При выборе и обосновании применения (в любом случае) автоматиче­ской установки пожаротушения на конкретном объекте следует учитывать, будет ли экономически оправдано ее использование. Экономическая эф­фективность применения пожарной автоматики должна определяться с учетом стоимости объекта, вероятности возникновения пожара, возможно­го ущерба от него, а также капитальных вложений и текущих расходов на противопожарную защиту. Экономическим критерием целесообразности применения АУП является условие, при котором затраты на пожарную ав­томатику меньше вероятного снижения ущерба от пожаров при ее исполь­зовании.


9.2.      Определение группы защищаемого помещения по степени опасности развития пожара. Выбор основных нормативных параметров для проектирования АУП


9.2.1.     Определение группы защищаемого помещения
Группу защищаемого помещения по степени опасности развития пожара, на основе которой принимаются основные расчетные параметры
АУП, для основных технологических процессов выбирают по приложению
*
НПБ 88-2001   [19].
Однако в ряде случаев при проектировании установок водяного и пенного пожаротушения возникают затруднения с выбором расчетных па­раметров (интенсивности орошения, одновременно защищаемой площади,
расстояния между оросителями и др.) в связи с отсутствием в НПБ 88-
*
2001 [19] перечня многих технологических процессов, подлежащих защи­те с помощью АУП. Эти затруднения могут быть преодолены с помощью расчетного метода определения группы защищаемого помещения.
Решение задачи производится в два этапа: рассчитывают тепловую пожарную нагрузку (теплонапряжение пожара) для защищаемого помеще­ния, затем определяют его группу по степени опасности развития пожара.
Расчет пожарной нагрузки защищаемого помещения


Методика расчета [73] состоит в следующем:
1. Определяют расчетную тепловую пожарную нагрузку (расчетное теплонапряжение пожара) для помещения Ру, Дж/м2,
гдер - тепловая пожарная нагрузка (теплонапряжение пожара), Дж/м2; а - коэффициент скорости сгорания веществ и материалов в зависимости от их плотности и плотности укладки; Ъ - коэффициент скорости сгорания веществ материалов в зависимости от площади пола и высоты помещения, площади и высоты световых и аэрационных проемов; с - коэффициент, учитывающий наличие пожарного водоснабжения или пожарной автома­тики.
Тепловую пожарную нагрузку (теплонапряжение пожара) определяют по формуле

где р„ - временная тепловая пожарная нагрузка (теплонапряжение пожара от временно находящихся в помещении горючих материалов),  Дж/м2;


р5 - постоянная тепловая пожарная нагрузка (теплонапряжение пожара от постоянно находящихся в помещении горючих материалов), Дж/м2,

где Мг - масса /-го вещества или материала, кг; Д- количество тепла, вы­деляемого при горении /-го материала или вещества, Дж/кг; $ площадь защищаемого помещения, м2.
Временную массовую пожарную нагрузку (временно находящиеся в помещении горючие материалы) образуют вещества и материалы, обра­щающиеся в производстве, а также мебель, технологическое и сантехниче­ское оборудование и расходные материалы, способные гореть.
Постоянную массовую пожарную нагрузку (постоянно находящиеся в помещении горючие материалы) составляют строительные конструкции из горючих и трудногорючих материалов (включая декоративные, теплоизо­ляционные и звукоизоляционные материалы).
Твердые трудногорючие материалы, согласно рекомендациям ВНИИПО, включают в пожарную нагрузку, если низшая теплота их горения

Удельную тепловую пожарную нагрузку разнородных материалов в пределах одного помещения можно суммировать, если количество выде­ляемого при горении тепла (теплонапряжение) от данного материала, фор­мула для определения которой будет дана ниже, не превышает 5 % от теп-лонапряжения другого. При наличии в помещении ЛВЖ и ГЖ в расчет не принимаются жидкости, которые могут быть автоматически эвакуированы или подача которых может быть автоматически прекращена.
В многоэтажных зданиях удельная пожарная нагрузка определяется для каждого этажа в отдельности.
Если горючие материалы сосредоточены в какой-либо одной части помещения и занимают не более 40 % его площади, то удельная пожарная нагрузка для всего помещения определяется по площади, занятой материа­лами.
2. Количество тепла, выделяемого при горении веществ и материалов длякаждого материала (вещества), определяют по формуле
где п - коэффициент недожога вещества или материала, принимаемый рав­ным 0,75 для жидких и 0,95 для твердых материалов;


<2нр - низшая теплота горения данного вещества или материала (при­нимается по справочным данным, содержащимся, например, в учебной и справочной литературе по процессам горения, термодинамике и теплопе­редаче в пожарном деле и пожарной тактике), Дж/кг.
3. Коэффициенты а, Ь и с определяют следующим образом:

где аЩ1 - коэффициент, зависящий от вида вещества или материала и рав­ный 0,7-1,5.
Для упрощения расчета допускается принимать ат^ = 0,9.
Коэффициент Ъ определяет зависимость между площадью пола поме­щения, высотой помещений, площадью и высотой световых и аэрационных проемов:

где $ - площадь помещения в плане, м ; ^o - общая площадь проемов в на­ружных стенах и покрытии защищаемого помещения; Иo - высота проемов, м; К8 - коэффициент, зависящий от высоты и площади защищаемого по­мещения, высоты и площади проемов.
Коэффициент К3 принимают в зависимости от значения вспомога­тельного коэффициента п

где И - высота защищаемого помещения, м.
Если в защищаемом помещении нет фонарей и световых проемов, но имеются люки дымоудаления и приточно-вытяжная вентиляция, то прини­мают п = 0,005, а К8 вычисляют по формулам:



где - площадь ограждающих конструкций защищаемого помещения, м2.
Коэффициент с при проектировании установок пожарной автоматики принимается равным 1.
При расчете температурного режима пожара в помещении, защищаем пожарной автоматикой, можно ориентировочно принимать с = 0,75 при наличии автоматической пожарной (охранно-пожарной) сигнализации и с = 0,25 при наличии автоматических установок пожаротушения.


Определение группы защищаемого помещения по степени опасности развития пожара
Расчетную пожарную нагрузку, вычисленную по изложенной выше
методике, используют для определения группы помещения по опасности
*
развития пожара, согласующейся с приложением 1 НПБ 88-2001   [19]. Для
этого численные значения сравнивают с предложенным ВНИИПО класси-
*
фикационным рядом [74]. В приложении НПБ 88-2001   [19] эти цифры ок­руглены.


9.2.2.     Выбор и обоснование расчетных параметров АУП
Выбор типа АУП производят, пользуясь рекомендациями, изло­женными при описании нормативного метода определения необходимости и вида АППЗ.
Для установок АПС основные расчетные параметры (количество ПИ, расстояние между дублирующими извещателями для управления АУП, ПДЗ и оповещения о пожаре, данные для проектирования линейной и стан-ционной частей) принимают по разделу 12 и 13 НПБ 88-2001   [19].


Основные расчетные параметры для установок водяного и пенного пожаротушения – интенсивность орошения (удельный расход), площадь, защищаемую одним спринклером или легкоплавким замком тросового привода, одновременно защищаемую площадь для расчета расхода воды или раствора пенообразователя, продолжительность тушения, напоры у оросителей, расстояние между спринклерами и легкоплавкими замками принимают по разделу 4 и приложению 1 и 2 НПБ 88–2001* [19].
Для газовых АУП такие расчетные параметры, как нормативная огне-тушащая концентрация, нормативное время выпуска заряда, норма запаса и др. принимают по НПБ 88-2001* [19].
Для установок порошкового пожаротушения в НПБ 88–2001* [19] нет всех необходимых данных для проектирования, поэтому целесообраз­но воспользоваться также Рекомендациями по проектированию и приме­нению автоматических установок порошкового пожаротушения модуль­ного типа [45].


9.3.       Стадии проектирования.
Проектные организации. Документы, регламентирующие проектирование
Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проект­ной документации на установки АППЗ рекомендуется СНиП 11-01–95 [75].
Для вновь строящихся и реконструируемых объектов вопросы проек­тирования систем АППЗ решаются генпроектной организацией в установ­ленном порядке.
Для существующих объектов, после того как хозорган совместно с ор­ганом ГПН (последний выписывает предписание) на основании действую­щих норм и правил, перечней и других документов определили необходи­мость защиты объекта системами АППЗ, хозорган решает вопрос проекти­рования этих систем.
Проектно-изыскательские работы выполняются на основании догово­ров, заключенных заказчиком с проектной организацией.
Для проведения проектно-изыскательских работ обязательным исход­ным документом является задание на проектирование, которое составляет­ся заказчиком с привлечением проектной организации.
Задание на проектирование АУП включает в себя следующие разделы:

  1. наименование и назначение АУП;
  2. проектная организация – генеральный проектировщик или организа­ция-заказчик;

267


  1. основание для проектирования;
  2. сроки начала и окончания строительства;
  3. особые условия строительства (климатические);
  4. характеристика защищаемого объекта (площадь, объем, перечень защищаемых помещений и характеристика пожароопасных веществ и ма­териалов и т. п.);
  5. технические требования к проектируемой установке (место выдачи сигнала о пожаре, электроснабжение, способ прокладки кабелей и трубо­проводов, источники водоснабжения, численность обслуживающего пер­сонала, техника безопасности);
  6. технико-экономические показатели и качественные характеристики (площадь (объем) защищаемых помещений, расход основных строитель­ных материалов и т. п.);
  7. базовые качественные характеристики (технологичность монтажа, соответствие функциональному назначению объекта и т. п.);
  8. исходные данные для проектирования (оформляются в виде таблиц, где указывается перечень и характеристики пожарной опасности защи­щаемых помещений, характеристики пожароопасных материалов и требо­вания к установке пожарной автоматики).

Проектно-сметная документация может быть выполнена в одну ста­дию – рабочий проект или в две стадии – проект и рабочая документация, что определяется в ТЭО.
Как правило, проектирование АУП производится в одну стадию, за исключением сложных и уникальных объектов.
Рабочий проект должен состоять из следующих разделов:

  1. общей пояснительной записки;
  2. чертежей;
  3. сметной документации;
  4. спецификации оборудования;
  5. кабельного журнала.

Общая пояснительная записка и спецификация оборудования должны быть подписаны директором (главным инженером) проектной организации и главным инженером проекта, а чертежи еще и начальником отдела, спе­циалистом, осуществляющим нормоконтроль, и исполнителями.
Пояснительная записка должна состоять из следующих разделов:
- общей части (наименование, адрес защищаемых помещений, осно­
вание для проектирования и перечень нормативных документов, исполь­
зуемых при проектировании);
-   перечня и характеристики защищаемых помещений (основные
строительные конструкции, площадь и высота помещений, пожарная на­
грузка, категория производства и класс взрывопожароопасности помеще­
ний, климатические условия и т. п.);
268


  1. основных технических решений, принятых в проекте (оборудование установок пожарной автоматики и др.);
  2. электропитания (надежность электроснабжения);
  3. размещения оборудования (насосная станция, станционное помеще­ние, диспетчерская и др.);
  4. заземления;
  5. профессионального и квалификационного состава эксплуатационно­го персонала;
  6. мероприятий по охране труда и технике безопасности.

Проектно-сметная документация на установки пожарной автоматики, разработанная в соответствии с действующими строительными нормами, правилами, инструкциями и ГОСТами, согласованию с органами госпож-надзора не подлежит.
Документация, выполненная с отступлениями от действующих норм, подлежит согласованию в части этих отступлений с органами ГПН и заин­тересованными организациями.
После выполнения проектно-изыскательских работ проектная органи­зация высылает заказчику в установленном порядке проектно-сметную до­кументацию.
Роль органов Госпожнадзора на этой стадии заключается в своевре­менном и правильном определении необходимости оборудования объекта АУП, вручении предписания, контроле за своевременной подачей заявки на проектирование, включением в план проектирования.
На стадии разработки или после выдачи проекта органы ГПН осуще­ствляют контроль за полнотой выполнения противопожарных требований действующих норм, а также своевременным внесением проектной органи­зацией изменений и дополнений по выявленным недочетам.
Проектирование сложных систем АППЗ крупных и сложных промыш­ленных предприятий, зданий и сооружений, объектов с большим пребыва­нием людей или скоплением больших материальных ценностей поручают специализированным проектным организациям.


9.4.      Основные принципы анализа проектных решений систем пожарной автоматики
При анализе проектных решений надо рассматривать следующие основные показатели установки:

  1. соответствие требуемым параметрам защиты данного помещения;
  2. соответствие проекта требованиям по полноте управляющих и ин­формационных сигналов;

269


  1. эффективное применение технических средств и наличие на них сер­тификатов;
  2. способ и технические средства передачи сигнала о пожаре в пожар­ную охрану;
  3. информативность АПС.

Для рассмотрения и согласования проектов АУП проектная организа­ция представляет в территориальный орган ГПС следующие материалы:

  1. сопроводительное письмо;
  2. лицензию на соответствующий вид деятельности, выданную органа­ми ГПС (для действующих объектов) или органами лицензирования Гос­строя России (для строящихся и реконструируемых объектов);
  3. комплект проектной документации на АУП.

Проектная документация должна быть оформлена в установленном порядке, подписана главным инженером, авторами проекта и иметь архив­ные номера.
Комплект проектной документации на автоматическую систему (ус­тановку) пожаротушения или автоматическую систему (установку) пожар­ной сигнализации, представляемый на согласование органам ГПН, должен как минимум содержать:

  1. задание на проектирование;
  2. проектно-сметную документацию на стадии проекта (рабочего про­екта).

Задание на проектирование должно быть разработано, оформлено, со­гласовано и утверждено в соответствии с порядком и правилами.
Задание на проектирование может быть согласовано с территориаль­ными органами ГПС.


Порядок рассмотрения и согласования проектов
В процессе рассмотрения проекта АУП необходимо проконтролиро­вать:

  1. наличие сертификатов пожарной безопасности для составляющих элементов АУП;
  2. соответствие исполнения компонентов систем условиям примене­ния;
  3. правильность выбора метода тушения (объемный, локальный), типа АУП;
  4. правильность выбора огнетушащего вещества и принятой для него в расчетах нормативной концентрации (или других нормативных параметров);
  5. соответствие размеров объекта (защищаемого помещения) и видов технологических процессов производств требованиям норм на примени­мость соответствующих огнетушащих веществ, типов АУП;

 


  1. соответствие ограничений на максимальный суммарный объем, пло­щадь, высоту, степень негерметичности объекта и т. п. требованиям норм для АУП соответствующего типа;
  2. соответствие принятых в проекте расчетных геометрических харак­теристик объекта фактическим;
  3. соответствие допустимого для применения ОТВ напряжения элек­трооборудования имеющемуся на объекте;
  4. правильность выбора параметров подачи ОТВ в соответствии с тре­бованиями норм ПБ для данных типов АУП;
  5. продолжительность подачи (времени выпуска) ОТВ;
  6. интенсивность подачи (секундного расхода) ОТВ;
  7. суммарное количество ОТВ;
  8. инерционность АУП;
  9. алгоритм подачи ОТВ (последовательности включения направлений, батарей, модулей, баллонов, ГОА и т. п.);
  10. обеспечение выполнения команд и сигналов электроуправления в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009–83* [6], НПБ 88–2001* [19] и нормами на данный тип АУП;
  11. правильность расстановки насадков или оросителей;
  12. обеспечение равномерности распределения ОТВ (по объему, площа­ди, высоте защищаемого объекта);
  13. принятые в проекте значения времени эвакуации обслуживающего персонала из защищаемого помещения и задержки пуска ОТВ, запаса и ре­зерва ОТВ (модулей, ГОА и т. п.) и их соответствие нормам ПБ для данно­го типа АСПТ;
  14. наличие проектных решений по обеспечению взаимодействия по­жарной автоматики с инженерным оборудованием объекта;
  15. наличие устройств (или применение других проектных решений) для удаления ОТВ и продуктов горения после окончания тушения пожара;
  16. наличие проектных решений по обеспечению заправки, дозаправки ОТВ или средств пожаротушения, обеспечение при необходимости соот­ветствующих услуг сервисной организацией;
  17. предусмотрение в спецификации ЗИПа АУП на модули, батареи, распределительные устройства, узлы пуска и т. д.;
  18. соблюдение требований норм ПБ, СНиП, ПУЭ по размещению и компоновке на объекте узлов АУП, средств, входящих в состав АПС, и на­личие для них соответствующих заключений специализированных органи­заций о соответствии их исполнения, категории производства (особенно для помещений с категориями производств А и Б по НПБ 105-03 [50] и взрывоопасными зонами по ПУЭ);
  19. эффективность примененных пожарных извещателей;

271


- соответствие заданной в проекте надежности АУП, указанной в ТЗ
или требуемой соответствующими нормами ПБ для данного типа АУП;

  1. соответствие окраски элементов АУП, предусмотренной ГОСТ 12.4.026–76* [56] и нормами ПБ для данного типа АУП;
  2. категорию электропитания АУП и ее соответствие требованиям норм.

При контроле правильности выбора ОТВ следует руководствоваться техническим заданием на проектирование АУП, СНиП, нормами и прави­лами ПБ, ведомственными нормами и правилами, рекомендациями ВНИИПО применительно к особенностям защищаемого объекта.
При расчете АУП должна быть принята величина нормативной кон­центрации, равная максимальному значению для материалов, применяе­мых в защищаемом помещении (при использовании таких нормативных параметров, как защищаемые единицей массы ОТВ площадь и объем, не­обходимо принимать минимальные значения этих параметров для мате­риалов, применяемых в защищаемом помещении).
Огнетушащее вещество, принятое для применения в АУП, должно со­ответствовать следующим требованиям:
а) быть эффективным для тушения пожаров горючих веществ, имею­
щихся на объекте;
б) быть совместимым с материалами и оборудованием (в том числе
электрооборудованием) защищаемого объекта;
в) быть безопасным по отношению к персоналу защищаемого объекта,
с учетом условий применения (ОТВ) и возможности эвакуации персонала;
г) отвечать требованиям охраны окружающей среды;
д) огнетушащие и физические свойства ОТВ должны позволять его
хранение и эффективное применение в диапазоне температур эксплуата­
ции объекта.
Рассмотрение и согласование отступлений от норм проектирования и проектных решений, на которые отсутствуют нормы проектирования, должны осуществляться в порядке, установленном НПБ 03–93 [76] при на­личии рекомендаций или заключения специализированной научно-исследовательской организации по указанному отступлению.
При рассмотрении проектов АУП, выполненных зарубежной фирмой, не имеющей лицензии ГПС на проведение данного вида работ (случай комплексной поставки защищаемого оборудования и установки), необхо­димо руководствоваться требованием НПБ 04–93 [77].
По выявленным государственным инспектором в проектно-сметной документации отступлениям и нарушениям требований пожарной безо­пасности генеральному проектировщику вручается предписание. При не­обходимости копия предписания для сведения направляется заказчику, ге­неральному подрядчику и в вышестоящий орган управления ГПС.
272


Государственные инспекторы при рассмотрении проектной докумен­тации не должны делать какие-либо записи и ставить штампы на техниче­ской документации проекта. Допускается оформлять письменное заключе­ние о соответствии представленной на рассмотрение проектной докумен­тации требованиям пожарной безопасности.


Особенности экспертизы проектов автоматических установок водяного пожаротушения
При проектировании автоматических установок водяного пожароту­шения необходимо руководствоваться НПБ 88–2001*, Методическими рекомендациями [19, 78].
При рассмотрении проектов установок водяного пожаротушения не­обходимо обратить внимание на соблюдение следующих требований.
АУВП следует проектировать для защиты помещений высотой не бо­лее 20 м.
В зависимости от температуры воздуха в защищаемом помещении проверяют принятый в проекте тип спринклерной установки:

  1. водозаполненная – для помещений с температурой воздуха 5 °С и выше;
  2. воздушная – для неотапливаемых помещений зданий, расположен­ных в районах с продолжительностью периода со среднесуточной темпе­ратурой воздуха ниже 5 °С.

В соответствии с проектными данными о пожарной опасности техно­логического процесса в защищаемом помещении необходимо проверить правильность принятой в задании на проектирование группы пожарной опасности помещения.
Проверяют выбранные основные расчетные параметры установки:

  1. интенсивность орошения;
  2. площадь, защищаемая одним оросителем;
  3. защищаемая площадь (для определения расхода воды, раствора пе­нообразователя);
  4. продолжительность работы установки;
  5. расстояние между оросителями.

Проверяют правильность выбора схемы размещения оросителей.
Проверяют правильность выбора спринклерных оросителей. Спринк-лерные оросители следует устанавливать в помещениях или в оборудова­нии с максимальной температурой окружающего воздуха, °С:

  1. до 50 – с температурой разрушения теплового замка 72 °С;
  2. от 51 до 70 – с температурой разрушения теплового замка 93 °С;
  3. от 71 до 100 – с температурой разрушения теплового замка 141 °С;
  4. от 101 до 140 – с температурой разрушения теплового замка 182 °С;
  5. от 141 до 200 – с температурой разрушения теплового замка 240 °С.

273


Проверяют правильность выбора и размещения узлов управления. Тип узла управления (электрозадвижка, клапан с гидравлическим или электрическим включением) должен приниматься в зависимости от типа импульсного устройства побудительной системы. Следует иметь в виду, что узлы управления с электроприводом невзрывозащищенного испол­нения устанавливать непосредственно в помещениях с производствами категорий А, Б, В не допускается. Это требование относится также к сигнализатору давления (СД) и электроконтактному манометру (ЭКМ).
Проверяют правильность выбора устройства и схемы трассировки трубопроводов.
При оценке правильности выбора водопитателей необходимо руково­дствоваться следующими соображениями. Водяные установки, в которых в качестве побудителей (датчиков) используют спринклеры или легкоплавкие тросовые замки, обеспечиваются импульсным устройством и основным во-допитателем. Спринклерные установки, в которых насос (основной водопи-татель) включается вручную, должны иметь автоматический водопитатель.
При экспертизе проекта насосных станций или насосов-повысителей для обеспечения работы спринклерных установок следует учитывать сле­дующее.
Количество насосов должно быть не менее двух (один рабочий, другой резервный). В отдельных случаях по согласованию с органами Госпожнад-зора допускается установка одного насоса с автоматическим пуском. При­вод насосов должен осуществляться от электродвигателей. Каждый насос должен быть рассчитан на подачу полного расчетного расхода воды.
Питание электродвигателей насосов как потребителей I категории должно быть предусмотрено от двух независимых (радиальных) фидеров.
В схеме электроуправления насосной должна быть предусмотрена ав­томатизация следующих операций: пуск рабочего насоса; пуск резервного насоса в случае отказа или невыхода на режим рабочего насоса; открытие запорной арматуры с электроприводом; переключение цепей управления с рабочего на резервный ввод (фидер); формирование командного импульса на отключение технологического оборудования (в случае необходимости).
Остановку пожарных насосов предусматривают, как правило, из по­мещения насосной станции или из дежурного помещения.
Правильность гидравлического расчета установок проверяется по ме­тодике, изложенной в Приложении НПБ [19].
Гидравлический расчет спринклерной сети имеет целью определение расхода воды у «диктующих» спринклеров; сравнение удельного расхода (интенсивности орошения) с требуемым (нормативным), а также опреде­ление необходимого напора у водопитателей и наиболее экономичных диаметров труб.
274


Расчету сети предшествует изображение аксонометрической схемы с указанием на ней размеров и диаметров участков труб. Расчет сети произ­водят, исходя из характеристик, например, истечения из оросителя, трения в трубопроводе и др.


Особенности экспертизы проектов автоматических установок пенного пожаротушения
Требования к проектированию автоматических установок пенного пожаротушения изложены в НПБ 88–2001*, Методических рекомендациях [19, 78].
При рассмотрении проектов установок пенного пожаротушения необ­ходимо обратить внимание на соблюдение следующих требований:

  1. оценивают совместимость пены и эффективность тушения ею ве­ществ, имеющихся в защищаемой зоне. Например, при тушении пожаров спиртов и других полярных жидкостей для получения пены следует ис­пользовать специальный пенообразователь;
  2. выбор метода тушения и соответственно типа АУПП производят в зависимости от характера развития возможного пожара и объемно-планировочных решений защищаемого помещения;
  3. выбор и размещение датчиков, спринклеров, тросовых замков, по­жарных извещателей для систем пуска установок производят в соответст­вии с НПБ 88–2001* [19];
  4. в соответствии с выбранным методом тушения и типом АУПП, а также с учетом геометрии защищаемого оборудования определяют вид пе-нообразующего устройства (генератора, оросителя);
  5. к узлам управления и трассировке трубопроводов предъявляются те же требования, что и для водяных установок, но объединение трубопроводов пенных установок с водопроводами питьевого назначения не допускается;
  6. при устройстве АУПП требования к водопитателям насосной стан­ции такие же, как и для АУВП за исключением следующих моментов:

а) для получения пенообразующего раствора используют дозирующие
устройства автоматического типа (баки-дозаторы с трубой Вентури, эжектор-
ные дозаторы, дозаторы типа ДА и насосы-дозаторы), также применяют спо­
соб предварительного приготовления раствора пенообразователя в емкостях;
б) при проектировании пенных установок с насосом-дозатором напор,
создаваемый им в точке присоединения к напорному трубопроводу основ­
ного водопитателя, не должен превышать более чем на 3 м напора, созда­
ваемого в этой точке основным водопитателем;
в) схема трубопроводов насосной станции должна предусматривать
возможность перемешивания водного раствора пенообразователя в резер­
вуаре и подводящих кольцевых трубопроводах с помощью основного во-
допитателя-насоса;
275


г) расчетное время тушения, в течение которого подается полный рас­четный расход раствора пенообразователя, должно быть равным (за ис­ключением установок объемного пожаротушения):

  1. 15 мин для помещений категорий А, Б, В1 по взрывопожарной опас­ности;
  2. 10 мин для помещений категорий В2–В4 по пожарной опасности;
  3. должен быть предусмотрен 100%-ный резерв пенообразователя, рав­ный расчетному объему;
  4. в системе дозирования пенообразователь следует хранить в металли­ческой емкости с внутренним антикоррозионным покрытием;
  1. в системе дозирования с насосом-дозатором должно быть преду­смотрено два насоса: рабочий и резервный – для подачи пенообразователя к дозирующему устройству, например, диафрагме или шайбе;
  2. АУПП с заранее подготовленным раствором пенообразователя должна быть оборудована специальным насосом с ручным включением для перека­чивания пенообразователя из транспортной тары в резервуар для раствора;
  3. подача пенообразователя в резервуар, предварительно заполненный расчетным количеством воды, должна осуществляться через перфориро­ванный трубопровод, уложенный по периметру резервуара на 0,1 м ниже уровня воды в нем;
  4. при хранении раствора пенообразователя в железобетонных резер­вуарах должно быть предусмотрено покрытие их внутренней поверхности эпоксидными смолами или другими веществами, обеспечивающими недо­пустимость контакта между раствором пенообразователя и железобетон­ной поверхностью резервуара;
  5. для слива пенообразователя или его раствора в случае проведения ремонтно-профилактических работ в пенных АСПТ должны быть преду­смотрены резервные емкости (баки, резервуары);
  6. в качестве источника питания для пенных АСПТ должны использо­ваться водопроводы непитьевого назначения с насосными станциями;
  7. гидравлический расчет сети пенной АСПТ производится по той же методике, что и водяных АСПТ;

-  диаметры трубопроводов пенных АСПТ определяют гидравличе­
ским расчетом. При этом скорость движения пенообразующего раствора в
трубе не должна превышать 10 м/с.


Особенности экспертизы проектов установок газового пожаротушения
Элементы установок газового пожаротушения, подлежащие обяза­тельной сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации, должны иметь соответствующий сертификат.


Остальное оборудование, изделия и материалы, применяемые в УГП, должны иметь документы, удостоверяющие их качество, и соответствовать условиям применения и спецификации проекта. ГОС и газы-вытеснители, применяемые в УГП, должны также соответствовать пп. 4.3–4.5 ГОСТ Р 50969–95 [31].
При экспертизе проектов необходимо проконтролировать целесооб­разность применения УГП.
УГП применяются для ликвидации пожаров классов А, В, С и элек­трооборудования (с напряжением не выше допустимого для данного ГОС).
Негерметичность помещений, в которых применяются объемные УГП, не должна превышать значений, указанных в НПБ 88–2001* [19].
Проектирование УГП для помещений с большими значениями негерме­тичности должно осуществляться на основании рекомендаций ВНИИПО.
УГП не эффективны для тушения пожаров ряда материалов, указан­ных в НПБ 88–2001* [19], и не должны в этих случаях применяться.
По способу тушения УГП могут быть разделены на объемные и объем­но-локальные. Предпочтительно применение объемного способа тушения.
УГП по своим техническим характеристикам должны соответствовать ГОСТ Р 50969–95 [31].


Расчет установок газового пожаротушения
Расчет УГП должен быть выполнен в соответствии с НПБ 88–2001* [19] и методиками, изложенными в гл. 4 данного учебника. При наличии отступлений по любому параметру расчет проводится по методикам, со­гласованным в установленном порядке. При этом следует обратить внима­ние на правильный учет негерметичности защищаемого помещения и пра­вильный выбор нормативной огнетушащей концентрации ГОС. Последняя величина должна приниматься равной максимальному значению огнету-шащей концентрации из всех горючих веществ, находящихся в защищае­мом помещении.


Гидравлический расчет УГП
Гидравлический расчет УГП имеет целью определение количества на­садков и подбор диаметров трубопроводов, обеспечивающих равномерную подачу ГОС в помещение за время, не превышающее 10 с для модульных УГП и 15 с – для централизованных (без учета инерционности установки). Для установок, использующих в качестве ГОС СО2, время выпуска не должно превышать 60 с.
Методика расчета диаметров трубопроводов и количества насадков для установок низкого давления с двуокисью углерода приведена в НПБ
88–2001* [19].
Для установок высокого давления с двуокисью углерода и других га­зов гидравлический расчет производится по методикам, согласованным в установленном порядке.
277


Оборудование и длину трубопроводов при расчете и последующем проектировании УГП необходимо выбирать из условия, чтобы инерцион­ность работы УГП не превышала 15 с.
Разница расходов ГОС между двумя крайними насадками на одном распределительном трубопроводе не должна превышать 20 %.


Выбор схемы размещения насадков, разводки трубопроводов
Выбор схемы размещения насадков должен производиться, исходя из задачи равномерного распределения ГОС в защищаемом помещении при оптимальных диаметрах труб и наименьшей металлоемкости системы.
Резерв (запас) УГП
Централизованные УГП должны иметь 100%-ный резерв ГОС. Мо­дульные системы должны иметь 100%-ный запас ГОС из расчета полной замены модулей пожаротушения в установке, защищающей максимальное по объему помещение на объекте.


Эвакуация людей из защищаемых помещений
При рассмотрении проектов УГП следует обратить особое внимание на наличие персонала и условия его эвакуации. В соответствии с НПБ 88– 2001* время задержки выпуска ГОС должно быть больше времени, необ­ходимого для эвакуации людей из помещения, и не должно быть менее 10 с. Время, необходимое для эвакуации людей из помещения, определяет­ся по методике, изложенной в СП 21-101–98, ГОСТ 12.1.004–91.


Установки  газового  пожаротушения  для  защиты  помещений, имеющих взрывоопасные производства
При защите помещений категорий А или Б по НПБ 105-03 [50] или имеющих взрывоопасные зоны по ПУЭ оборудование УГП должно иметь взрывозащищенное исполнение необходимого уровня, подтвержденное за­ключением соответствующей специализированной организации, либо вы­несено за пределы взрывоопасных зон с соблюдением требований дейст­вующих норм и ПУЭ.
Окраска трубопроводов, баллонов и других элементов УГП должна соответствовать ГОСТ 12.4.026 [56], пп. 4.27–4.28 ГОСТ Р 50969–95 [31].


Особенности экспертизы проектов установок аэрозольного пожаротушения
Требования к проектированию установок аэрозольного пожаротушения (УАП) изложены в НПБ 88–2001*, Методических рекомендациях [19, 78].
Генераторы огнетушащего аэрозоля, применяемые в составе УАП, и другие элементы установки, подлежащие сертификации, должны иметь сертификат пожарной безопасности.
278

УАП могут применяться для тушения (ликвидации) объемным спосо­бом пожаров подкласса А2 и класса В, по ГОСТ 27331-87 [29], в помеще­ниях высотой не более 10 м и параметром негерметичности не более 0,001-0,04 м-1 , в зависимости от объема защищаемого помещения.
При этом допускается наличие в указанных помещениях горючих ма­териалов, горение которых относится к пожарам подкласса А1 по ГОСТ 27331-87 [29], в количествах, тушение пожара которых может быть осу­ществлено штатными ручными средствами, предусмотренными ППБ 01-03 [2] и НПБ 155-2002 [79].
УАП не должны применяться в помещениях категорий А и Б и в по­мещениях складского назначения категорий В1-В2 по НПБ.
В составе УАП не должны применяться генераторы огнетушащего аэ­розоля 1 типа по ГОСТ Р 51046-97 [48] (с температурой газоаэрозольных продуктов на срезе выходных отверстий ГОА выше 500 °С) в помещениях зданий и сооружений III и ниже степени огнестойкости по СНиП 21-01-97 [52] и помещениях категорий А, Б по НПБ 105-03 [50].
Возможность применения УАП для защиты помещений категорий А и Б по НПБ 105-03 [50] или имеющих взрывоопасные зоны по ПУЭ, а также помещений, имеющих отступления от требований норм проектирования, в каждом конкретном случае подлежит согласованию с соответствующим органом управления ГПС в порядке, предусмотренном НПБ 03-93 [76].
Все элементы и оборудование УАП, применяемые для защиты взры-вопожароопасных помещений категорий А и Б по НПБ 105-03 [50], а так­же взрывоопасных зон по ПУЭ и размещаемые в указанных помещениях и зонах, должны соответствовать требованиям ПУЭ (раздел 7) и иметь доку­менты (свидетельства Госгортехнадзора РФ), подтверждающие безопас­ность их применения в помещениях указанных категорий.
Допускается применение УАП для защиты кабельных сооружений (полуэтажи, коллекторы, шахты и т. п.) объемом до 3000 м3 и высотой не более 10 м при значениях параметра негерметичности помещения не более 0,001 м-1 и при условии отсутствия в электросетях защищаемого сооруже­ния устройств автоматического повторного включения.
Применение УАП для тушения пожаров в помещениях с кабелями, электроустановками и электрооборудованием, находящимися под напря­жением, допускается при условии, если его значение не превышает пре­дельно допустимого, указанного в ТД на тип ГОА, используемый в данной установке.
Установки объемного аэрозольного пожаротушения не должны при­меняться для тушения:
- волокнистых, сыпучих, пористых и других горючих материалов, склонных к самовозгоранию и (или) тлению внутри слоя (объема) вещест­ва (древесные опилки, хлопок, травяная мука и др.);


  1. химических веществ и их смесей, полимерных материалов, склон­ных к тлению и горению без доступа воздуха;
  2. гидридов металлов и пирофорных веществ;

- порошков металлов (магний, титан, цирконий и др.).
Использование по решению заказчика УАП для локализации пожара
этих веществ и материалов не исключает необходимости оборудования помещений, в которых находятся или обращаются указанные вещества и материалы, установками пожаротушения, предусмотренными соответст­вующими нормами и правилами, ведомственными перечнями, другими действующими нормативными документами, утвержденными и введенны­ми в действие в установленном порядке. УАП не должны применяться:

  1. в помещениях, которые не могут быть покинуты людьми до начала работы ГОА;
  2. в помещениях с большим количеством людей (по СНиП 2.08.02–89* [80], СНиП 31-05–2003 [60] и СНиП 2.04.01–85 [81] – 50 человек и более);
  3. в помещениях с изменяющейся (изменяемой) планировкой, влияю­щей на его объем и конфигурацию;
  4. в помещениях зданий и сооружений, содержащих ценности, мате­риалы и оборудование, которые могут пострадать от воздействия продук­тов, образующихся при работе ГОА;
  5. в помещениях и сооружениях, представляющих архитектурную или историческую ценность, в помещениях музеев, кладовых (хранилищ) цен­ностей в банках, архивов, библиотек, картинных галерей, хранилищ произ­ведений искусства и уникальных ценностей;
  6. в помещениях с ЭВМ, связных процессоров и телекоммуникацион­ных узлов сетей, архивов магнитных носителей, графопостроителей, сер­висной аппаратуры, системных программистов, систем подготовки дан­ных, а также в пространствах под съемными полами и за подвесными по­толками этих помещений (за исключением персональных ЭВМ, размещае­мых на рабочих местах пользователей и не требующих выделения зон об­служивания).

При проектировании УАП необходимо применять устройства контро­ля и управления, в которых предусмотрена функция контроля цепи пуска каждого ГОА.
Местный пуск УАП не допускается.
Размещение ГОА в защищаемых помещениях должно исключать воз­можность воздействия высокотемпературных зон каждого ГОА:
- на персонал, находящийся в защищаемом помещении или имеющий
в данное помещение доступ (зона с температурой более 75 °С);
280


  1. на хранимые или обращающиеся в защищаемом помещении сгорае­мые вещества и материалы, а также сгораемое оборудование (зона с тем­пературой более 200 °С);
  2. другое оборудование (зона с температурой более 400 °С).

Данные о размерах опасных высокотемпературных зон ГОА необхо­димо использовать из технической документации на примененный тип ГОА, официальной информации изготовителя примененных ГОА.
При необходимости следует предусматривать соответствующие кон­структивные мероприятия (защитные экраны, ограждения и т. п.) в целях исключения возможности контакта персонала в помещении, а также сго­раемых материалов и оборудования с опасными высокотемпературными зонами ГОА.
Размещение ГОА в помещениях должно обеспечивать равномерное заполнение огнетушащим аэрозолем всего объема защищаемого помеще­ния, создание огнетушащей способности аэрозоля не ниже нормативной. При этом допускается размещение ГОА ярусами. Размещать ГОА в поме­щениях необходимо таким образом, чтобы исключить попадание аэро­зольной струи в створ постоянно открытых проемов в ограждающих кон­струкциях помещения.
УАП должна обеспечивать задержку выпуска огнетушащего аэрозоля в защищаемое помещение на время, необходимое для эвакуации людей после подачи звукового и светового сигналов оповещения о пуске ГОА установки пожаротушения, а также полной остановки вентиляционного оборудования, закрытия воздушных заслонок, противопожарных клапанов и т. п., но не менее 30 с.
При экспертизе проектов УАП необходимо также проконтролировать:

  1. соотношение между величиной давления, развиваемого при работе установки, и предельной величиной давления в защищаемом помещении, при котором в нем сохраняется целостность остекления и ограждающих конструкций;
  2. обеспечение условий безопасной расстановки ГОА в защищаемом помещении по отношению к обслуживаемому персоналу и горючим мате­риалам;
  3. обеспечение УАП заданной нормативной огнетушащей концентра­ции аэрозоля и интенсивности подачи огнетушащего аэрозоля.

Особенности экспертизы проектов модульных установок порошкового пожаротушения
Проверка соответствия проектных решений по выбору способа защи­ты (объемный, поверхностный, локальный) и марки огнетушащего порош­ка нормативным документам [19] или рекомендациям.
281


Проверка соответствия проектных решений по выбору параметров МАУПТ (инерционности, быстродействию, времени действия) норматив­ным документам (ГОСТ Р 51091–97 [44], [19], ГОСТ 12.3.046–91 [39]) или рекомендациям, утвержденным в установленном порядке.
Проверка соответствия характеристик, составляющих элементов МАУПТ (модулей, датчиков, электропроводов, электрокабелей и др.) кате­гории помещения по взрывоопасности.
Проверка расстановки модулей на объекте, а также соответствия расчета их количества требованиям нормативных документов или рекомендациям.
Проверка наличия сертификатов соответствия и пожарной безопасно­сти на составляющие МАУПТ (основание – перечень продукции, подле­жащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности).
Проверка соответствия электропитания систем МАУПТ классу энер­госнабжения по ПУЭ-86. Проверка соответствия сигнализации и алгорит­ма работы для объемных установок (ГОСТ 12.3.046–91 [39]).


Особенности экспертизы проектов систем пожарной сигнализации и пожарной автоматики (ПА) установок пожаротушения
Требования к проектированию систем пожарной сигнализации и ПА установок пожаротушения изложены в НПБ 88–2001* [19], ПУЭ.
При экспертизе проекта пожарной сигнализации должны быть прове­рены следующие позиции:

  1. состав проектной документации;
  2. тип пожарного извещателя (ПИ) в зависимости от требований НПБ и условий эксплуатации;
  3. эффективность ПИ (его класс) в зависимости от типа горючей на­грузки в соответствии с ГОСТ Р 50898–96 [82], для обеспечения более эф­фективной защиты (раннее обнаружение) необходимо применять ПИ более высокого класса;
  4. тип прибора пожарной сигнализации и допустимость его работы с принятыми в проекте извещателями;
  5. количество и размещение ПИ;
  6. площадь, контролируемая одним дымовым, тепловым ПИ в зависи­мости от высоты;
  7. площадь, контролируемая ПИ пламени в зависимости от угла обзора и дальности действия в соответствии с паспортными данными;
  8. правильность включения извещателей в шлейфы приемно-контрольного прибора пожарной сигнализации;
  9. размещение ручных пожарных извещателей;
  10. размещение оборудования и аппаратуры;
  11. оборудование помещений диспетчерских, где размещается персонал, несущий круглосуточное дежурство;

 


  1. организация шлейфов пожарной сигнализации, соединительных ли­ний и питающих линий приемно-контрольных приборов и приборов управления;
  2. разделение охранных и пожарных шлейфов (только для охранно-пожарной сигнализации (ОПС));
  3. соответствие оммического сопротивления шлейфа сигнализации пас­портным данным приемно-контрольного прибора;
  4. электроснабжение установок пожарной сигнализации;
  5. защитное заземление и зануление оборудования;
  6. формирование сигнала запуска АСПТ от двух извещателей и их раз­мещение;
  7. правильность окраски узлов оперативного опознания (щитов управ­ления, узлов ручного управления);

-  соответствие уровня помехозащищенности, взрывозащищенности,
климатического и механического исполнения применяемого оборудования
условиям эксплуатации.


9.5.      Структура и организация эксплуатации.
Проверка работоспособности и комплексные испытания автоматических установок пожаротушения
Стратегия эксплуатации установок пожарной автоматики (АУП) основана на сложившейся в России системе планово-предупредительного обслуживания и ремонта (ППОР). Сущность системы заключается в про­ведении через определенное количество часов эксплуатации установки ра­бот по ТО и различных видов плановых ремонтов.
Для более обстоятельного анализа эксплуатации АУП и правильного выбора организационных и технических решений, обеспечивающих ее жизнедеятельность, следует рассмотреть структуру этого процесса, его со­ставные части и решаемые при этом задачи.
В общем случае понятие «эксплуатация АУП» включает такие этапы, как хранение, транспортировка, использование по назначению, техниче­ское содержание, техническое обслуживание и ремонт.
Наиболее продолжительным периодом эксплуатации установок явля­ется режим дежурства. Работоспособность установок в этот период опре­деляется их техническим содержанием и обслуживанием.
Техническое содержание АУП включает три основных элемента: орга­низационные вопросы, требования (правила) технического содержания и проверка работоспособности [83]. Документом, определяющим техническое
283


содержание АУП, являются ППБ 01–03 [72] «Правила пожарной безопас­ности в Российской Федерации». Правила устанавливают единые требова­ния к техническому содержанию АУП на промышленных предприятиях, объектах торговли, культурно-массового и другого назначения независимо от ведомственной принадлежности.
В соответствии с действующим законодательством ответственность за выполнение требований по техническому содержанию АУП несут руково­дители предприятий.
После приемки АУП в эксплуатацию руководитель объекта своим приказом (распоряжением) назначает лиц, ответственных за эксплуатацию АУП (это обычно работники отделов главного механика, главного энерге­тика, службы КИП).
На крупных предприятиях для проведения технического обслужива­ния и ремонта установок создаются бригады и группы по ТО, а также де­журный персонал для круглосуточного контроля работоспособности АУП.
В обязанности лица, ответственного за эксплуатацию АУП, входят: организация оперативного контроля работоспособности установок; свое­временный вызов группы ТО объекта или специализированных подразде­лений (фирм) для устранения отказов установок; организация ремонта АУП; ведение эксплуатационной документации. Ответственные лица сле­дят также за сохранностью запчастей и соблюдением графиков проведения плановых ТО и ремонтов АУП, проводят инструктаж рабочих и служащих, работающих в защищаемых помещениях.
Обслуживающий персонал, создаваемый на предприятиях, произво­дит работы по ТО и ремонту установок, способствует поддержанию их в исправном состоянии согласно ППБ 01–03 [72], осуществляет ведение экс­плуатационной документации и другие работы.
Круглосуточный контроль работоспособности на объекте осуществля­ет оперативный (дежурный) персонал, который должен знать порядок вы­зова пожарной охраны, наименование и место нахождения защищаемых установкой помещений, порядок ведения оперативной документации и по­рядок определения работоспособности АУП.
У лица, ответственного за эксплуатацию установки, должна быть сле­дующая документация:

  1. проектная документация и исполнительные чертежи на установку в полном объеме;
  2. паспорта на оборудование и приборы;
  3. ведомость смонтированного оборудования.

Эта документация разрабатывается и предоставляется монтажной ор­ганизацией; паспорта на зарядку баллонов УГПТ предоставляются органи­зацией, производящей зарядку баллонов огнетушащим веществом.
284


Администрацией объекта разрабатывается следующая документация:

  1. акт приемки и сдачи установки в эксплуатацию;
  2. инструкции по эксплуатации установок;
  3. перечень регламентных работ ТО установок;
  4. план-график ТО, журнал учета ТО, журнал учета неисправностей ус­тановок;
  5. должностные инструкции, графики дежурств оперативного персона­ла, журнал сдачи-приемки дежурств;
  6. журнал взвешивания баллонов с огнетушащим веществом УГПТ.

Перечисленная документация должна пересматриваться не реже одно­го раза в три года, а также всякий раз при изменении условий эксплуата­ции установок.
Перечень технической документации может быть изменен в зависи­мости от конкретных условий на объекте по согласованию с ОГПН и вы­шестоящими организациями, которым подведомственен объект.
Требования (правила) технического содержания АУП определяются в основном ППБ 01–03 [72], а также ГОСТ 12.4.009–83* [6].
Проверка работоспособности АУП осуществляется в соответствии с Рекомендациями по проверке технического состояния установок пожарной автоматики [84].
Проверка работоспособности установок пожарной сигнализации про­изводится путем воздействия на извещатели многоразового действия об­разцовыми (стандартизированными) источниками тепла, дыма и света (в зависимости от вида извещателя). Для установок, имеющих извещатели одноразового действия, проверка осуществляется путем внесения искусст­венного повреждения, т. е. обрыва, выполняемого в наиболее удаленной распределительной или ответвительной коробке, имеющей монтажные клеммы «под зажим», или путем отсоединения наиболее удаленного изве-щателя от линии шлейфа.
Проверка работоспособности установок пожаротушения производится путем визуального осмотра контрольно-измерительных приборов, провер­ки работоспособности отдельных узлов или установки в целом, которая проводится по специально разработанной программе, согласованной с представителями ГПН.
Комплексные огневые испытания установок пожаротушения произво­дятся в соответствии с ВСН 25-09.67–85 [42].
Программа огневых испытаний установок должна включать следую­щие разделы:

  1. цель испытаний;
  2. материально-техническое обеспечение;
  3. методика проведения испытаний;
  4. техника безопасности.

285


Для испытания установок водяного и пенного пожаротушения в одном из защищаемых помещений в контрольных точках устанавливаются метал­лические поддоны размером 0,5x0,5 м с высотой бортов не менее 0,2 м. Ко­личество контрольных точек должно быть принято, в соответствии с про­граммой испытаний, не менее трех. Контрольные точки должны быть вы­браны в наиболее неблагоприятных для орошения местах, включая и «дик­тующий» ороситель.
Интенсивность орошения в каждой контрольной точке определяют по формуле

где <2под - объем воды (раствора), собранной в поддоне за время работы ус­тановки в установившемся режиме, л; т - продолжительность работы уста­новки, с; .Рпод - площадь поддона, равная 0,25 м2.
Интенсивность орошения в каждой контрольной точке должна быть не ниже нормативной или расчетной (табл. 1-3 НПБ 88-2001   [19]).
Огневые и комплексные испытания установок газового пожаротуше­ния с имитацией признаков пожара и подачей огнетушащего вещества в помещении проводят путем воздействия на побудитель (спринклерный ороситель, тросовый замок, пожарный извещатель) соответствующего фактора пожара.
В целях экономии огнетушащего вещества проверка работоспособно­сти может быть осуществлена путем подачи в защищаемое помещение сжатого воздуха.
При получении неудовлетворительных результатов испытаний (хотя бы по одному параметру) должны быть определены и устранены причины, а затем повторно проведены испытания.
Результаты повторных испытаний являются окончательными и зано­сятся в акт проведения испытаний установки.
Техническое обслуживание АУП - это комплекс операций по поддер­жанию работоспособности или исправности установок при использовании их по назначению. Техническое обслуживание АУП делится на три вида: ТО при подготовке установки к использованию по назначению; ТО в ре­жиме дежурства (ожидания) и ТО после срабатывания установки (обнару­жения и тушения пожара).
Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (ТО и ППР) автоматических установок по­жарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществ­ляться   в   соответствии   с   годовым   планом-графиком,   составляемым


с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной органи­зацией, имеющей лицензию, по договору. В период выполнения работ по ТО или ремонту, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологи­ческого оборудования [85].
Подготовка установки к использованию по назначению осуществ­ляется всего лишь один раз в период ее пуска в эксплуатацию. При ТО этого вида проводятся регулировочные, наладочные и заправочно-снаряжательные операции.
ТО после срабатывания установки занимает также незначительное время, а на объектах, где строго соблюдается противопожарный режим, пожаров может вообще не быть. В этот вид ТО входят такие операции, как контроль технического состояния, замена сработавших или поврежденных элементов (узлов) и операции по подготовке установки к работе.
Наиболее продолжительным периодом эксплуатации установок явля­ется режим дежурства. В этот период проводят профилактические работы, плановое обслуживание и аварийные работы при поступлении сообщения об отказе установки.
Во время профилактических работ производятся простейшие виды работ: удаление пыли, смазка трущихся деталей насосов, компрессора, ре­гулировка отдельных узлов и элементов, замена прокладок и т. п.
Периодичность профилактических работ может быть получена сле­дующим образом. Если для экспоненциального распределения наработки на отказ вероятность появления отказа Ро АУП имеет вид Ро = 1 – е-w(t) t, то, приняв Ро = Ропт, t = tопт, получим выражение для определения периодично­сти профилактических осмотров:

где е = 2,71 – основание натурального логарифма; w(t) – параметр потока отказов установки, 1/ч; tопт – оптимальная периодичность профилактиче­ских работ; Ропт – оптимальная вероятность появления отказа АУП, при­нимаемая равной 0,05; 0,02; 0,01 для зданий первой, второй, третьей груп­пы важности соответственно.
Плановые ТО АУП проводят с периодичностью один раз в месяц, один раз в квартал (ТО-1), один раз в год (ТО-2) и один раз в три года (ТО-3).


Для обеспечения нормального функционирования АУП необходимо на весь период эксплуатации обеспечивать их инструментом и запасными частями.
В нормативной литературе предусматривается 10%-ный резерв запас­ных частей от общего количества смонтированных узлов и элементов АУП. Эта величина не обоснована расчетами, так как количество ЗИП за­висит от интенсивности отказов, времени пополнения, требуемой его дос­таточности, организации снабжения и степени восстановления.
Зависимость ЗИП от интенсивности отказов, заменяемых элементов и времени пополнения ЗИП 1п очевидна: чем больше Xи (п, тем большее ко­личество запасных частей потребуется при эксплуатации. Для пуассонов-ского потока отказов вероятность числа отказов п

Используя это значение, нетрудно вычислить вероятность, что число отказов за время t будет не больше m:

Зависимость состава ЗИП от допустимой его недостаточности также очевидна. Степень недостаточности измеряется вероятностью, что число отказавших элементов будет больше числа запасных элементов. Вероят­ность того, что за время tп произойдет больше двух отказов, равна 0,1, это означает, что достаточность ЗИП равна 0,9, а недостаточность равна 0,1. Коэффициент достаточности ЗИП обычно задается равным 0,9–0,99.
Исходными данными для расчета числа запасных изделий являются: интенсивность отказов заменяемых изделий; число заменяемых изделий N; время пополнения ЗИП tп; вероятность достаточности ЗИП Р0. Так, напри­мер, необходимое число запасных изделий (спринклеров, пожарных изве-щателей одноразового действия и др.) определяется в такой последова­тельности:
1. Определяется произведение суммарной интенсивности отказов на tп:


2. Определяется вероятность того, что за время 1п произойдет 0, 1, 2, 3...п
отказов:

  1. Определяется вероятность того, что за время 1п произойдет число отказов не меньше т, т. е. Рп<т (1п).
  2. Определяется вероятность того, что число отказов за время 1п будет больше числа т, т. е. Рп>т (I). Эта вероятность равна 1 - Рп<т(1).
  3. Полученные значения вероятностей Рп>т(1) располагаются в порядке их убывания, для наглядности используют числовые значения:


Из приведенной зависимости видно, что число запасных элементов в ЗИП должно быть меньше такого числа т, которому соответствует Рп>т, меньшая заданной вероятности недостаточности ЗИП (Рнд = 1 - Рд). Пусть, например, Рд = 0,99 (Рнд = 0,01). Положим в ЗИП пять запасных изделий. Вероятность того, что за время 1п будет больше пяти отказов, равна 0,1847; требуется же, чтобы эта вероятность была не более 0,01. Значит, число за­пасных изделий надо увеличить до девяти. Тогда вероятность того, что число отказов будет больше девяти, становится равной 0,0038, что меньше заданной Рнд.


9.5.1.    Методика расчета численности обслуживающего персонала
Исходными данными для планирования требуемого количества обслуживающего персонала (рабочих) служат:

  1. нормативы времени (трудоемкость) и периодичность технических обслуживаний;
  2. годовой план ремонтных работ;

- действительный годовой фонд рабочего времени в часах.
Нормативы времени и периодичность технических обслуживаний и
текущих ремонтов приведены в РД 009-01-96, РД 009-02-96 [86, 87].

Требуемое количество рабочих для проведения плановых работ по ТО и ремонту [88] определяется по формуле

где ?ТО, *т, к нормативы времени соответственно на плановое ТО, теку­щий и капитальный ремонты, нормочас на одну единицу оборудования; ?/ТО, Гт, ?к суммарное количество оборудования, ежегодно подвергаемое соответственно плановому ТО, текущему и капитальному ремонту; ^ВК -коэффициент выполнения норм, планируемый для данной категории рабо­чих; Фд - действительный годовой фонд рабочего времени,
Фд = ФдКп,(9.22)
где Фк - календарный годовой фонд рабочего времени; Кп - коэффициент, учитывающий потери рабочего времени.

где Д - число календарных дней в году;
В - число воскресных и праздничных дней в году;
О - продолжительность отпуска, дни;
П - число предпраздничных рабочих дней.
По приведенной формуле, подставляя те или иные нормативы време­ни, можно подсчитать общее число рабочих, требующихся для проведения плановых работ по ТО и ремонту.
По РТМ 25488-82 [88] численность персонала для проведения ТО и ТР установок пожаротушения и установок сигнализации определяется по формуле

где Ра - численность персонала;
Ра1 - норматив численности на элементы установки;
щ - количество этих элементов.
Численность слесарей-сантехников для ТО и ТР установок пожароту­шения допускается определять по приближенной формуле:

где Ст - сметная стоимость технологической части АУП, тыс. руб.; СОС - стоимость ОВ, тыс. руб.; СНТ - стоимость наружных трасс, тыс. руб.; С СР - стоимость строительных работ, тыс. руб.;


^- коэффициент установки, чел./тыс. руб., который равен:

  1. для технологической части установок: газового пожаротушения -0,045; водяного и пенного пожаротушения - 0,055;
  2. для электротехнической части установок: газового пожаротушения -0,100; водяного и пенного пожаротушения - 0,140; внешние кабельные трассы по установкам пожаротушения - 0,045; для пожарной и охранной сигнализации - 0,260.

Численность электромонтеров для ТО и ТР установок пожаротушения допускается определять по формуле

где Ра1 - численность электромонтеров для ТО и ТР электрооборудования, аппаратуры и внутренних кабельных и проводных линий, чел.; Ра2 - чис­ленность электромонтеров для ТО и ТР наружных кабельных трасс, чел.

где Сэ - сметная стоимость электротехнической части АУП, тыс. руб.; СНК - стоимость наружных кабельных трасс, без стоимости строительных работ, тыс. руб.; ССР - стоимость всех строительных работ, тыс. руб.; ^- коэффициент установки, чел./тыс. руб.
Численность монтеров связи для ТО и ТР установок пожарной, ох­ранной и охранно-пожарной сигнализации допускается определять по формуле

где Сэ - сметная стоимость установки, тыс. руб.; ССР стоимость строи­тельных работ, тыс. руб.; ^коэффициент установки, чел./тыс. руб.
Работы при ТО и ТР АУП выполняют слесари-сантехники и электро­монтеры не ниже четвертого разряда, установок АПС и ОПС - монтеры связи пятого разряда.

 


Hosted by uCoz